В древности считалось, что вдохновляют музы – покровительницы наук и искусств. Правда, древнегреческий оратор Демосфен, которому трудно было усидеть на месте, создал свои труды, благодаря собственному способу заставить себя работать. Он сбривал волосы на одной половине головы, вследствие чего не мог выходить из дому из-за внешнего вида.
Традиционными факторами, влияющими на вдохновение, являются, конечно, яркие эмоции: любовь, очарование природой, различные события...
В одном из писем из первой кавказской ссылки другу С.А. Раевскому М.Ю. Лермонтов писал об особых чувствах, которые вызывает у него созерцание природы:
Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом я вояжировал. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь.
Кавказский вид возле селения Сиони
М.Ю. Лермонтов. 1837 – 1838 годы
Холст, масло
Экспозицию музея-заповедника «Тарханы» украшает одно из полотен, созданное М.Ю. Лермонтовым. Это картина «Кавказский вид возле селения Сиони» – живописная работа Лермонтова-художника, изображающая вид горы Крестовой от селения Сиони, которое находилось между Казбеги и Коби. Кавказ вдохновлял поэта с самого раннего детства:
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Но нельзя не вспомнить о чувствах, которые вызывала у поэта и тарханская природа, окружавшая его с самого раннего детства: «чета белеющих берез», «поля земли родной», «ландыш серебристый» и многое-многое другое.
Особенные слова для своих переживаний находил А.С. Пушкин, часто вдохновлявшийся прекрасным полом. Никогда не перестанут быть актуальными строки из знаменитого посвящения А.П. Керн:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Одним из источников вдохновения И.А. Бунина была цветовая палитра:
О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.
А вот – отрывок из рассказа «Антоновские яблоки»:
Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что казалось, и конца не будет ясным дням. Она делала дали темно-голубыми, небо чистым и кротким. Тогда можно было различать самый отдаленный курган в степи на открытой и пространной равнине желтого жнивья. Осень убирала и березу в золотой убор, а береза радовалась и не замечала, что недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна, и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев.
Однако существуют примеры эксцентричных способов поиска вдохновения. Немецкий писатель Фридрих Шиллер, например, испытывал прилив творческих сил, ощущая запах гнилых яблок. Норвежский драматург Генрик Ибсен вдохновлялся чувством...ненависти к своему коллеге – шведскому драматургу Августу Стриндбергу. Для поддержания нужного состояния он даже повесил его портрет над столом, приговаривая часто: «Я не могу написать ни строчки без этого сумасшедшего, который смотрит на меня своими бешеными глазами». Композитор Рихард Вагнер во время сочинения музыки ориентировался на реакции своего спаниеля, который руководил им в период создания эпической оперы «Тангейзер». Так что и сам путь поиска необходимого состояния может стать особым видом искусства.
В общем-то секрет вдохновения и творчества довольно прост: ищи прекрасное вокруг себя и не уставай трудиться. Вспомним знаменитые строки В.В. Маяковского:
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Итак, за вдохновением – в музей-заповедник «Тарханы», за творческим процессом – к собственному упорству, и результат не заставит себя ждать!