Начало: 01 апреля 2013
Окончание: 15 ноября 2013
В период с 1 апреля по 1 ноября 2013 года участникам было предложено 17 вопросов, ответы на которые публикуются в связи с окончанием конкурса:
1. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова, по мнению В.Г. Белинского, "есть художественная апофеоза матери: всё, что есть святого, беззаветного в любви матери, весь трепет, вся нега: вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - всё это воспроизведено поэтом во всей полноте"?
Ответ: "Казачья колыбельная песня".
2. Где и когда впервые опубликовано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кинжал»?
Ответ: Впервые опубликовано в 1841 г. в «Отечественных записках» (т.16, №6, отд.III, с.234).
3. Стихотворение Лермонтова «Кинжал» имело первоначальное название «Подарок». Почему оно так называлось?
Ответ: Стихотворение первоначально называлось «Подарок», поскольку речь в нем идет о подаренном поэту кинжале. Известно, что среди вещей Лермонтова М.Ю. находился кинжал, привезенный из первой ссылки М.Ю. Лермонтов и А.И. Одоевский в 1837 году, находясь в Грузии, часто беседовали с вдовой Грибоедова Ниной, ходили на могилу бессмертного творца «Горя от ума». Нина была тронута их вниманием и в знак благодарности решила подарить каждому из них по кинжалу из общей коллекции своего отца и мужа. Причём кинжал в качестве подарка был выбран “со значением” (как тогда говорили) — “как символ верности и долгу, чести, дружбе, светлому делу своих друзей по оружию и по лире”.
4. К какому из стихотворений М.Ю. Лермонтова можно отнести слова В.Г. Белинского: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! ... И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?
Ответ: Стихотворение «Дума».
5. Где по преданию Лермонтов написал «Казачью колыбельную песню»?
Ответ: По преданию, написано под впечатлением «баюкашной» песни казачки, которую М.Ю. Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке; по мнению И.Л. Андронникова, в станице Старомышастовской на Кубани.
6. Какое стихотворение внука и по какому поводу Е.А. Арсеньева отправляла А.М. Хюгель (Верещагиной)?
Ответ: Сохранился список стихотворения, сделанный бабушкой Лермонтова Елизаветой Алексеевной Арсеньевой для А.М. Верещагиной и посланный ей в Штутгарт, в письме от 23 ноября 1838 года - по случаю рождения ребенка.
7. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова литературный критик С.П. Шевырев называл «ужасной эпитафией всему молодому поколению», и советовал поэту таить такие мысли про себя «не поверять их взыскательному свету»?
Ответ: Стихотворение «Дума».
8. Назовите композиторов, написавших музыку к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная». Кто первым написал музыку к этому произведению?
Ответ: Первенство, по всей видимости, принадлежит самому Лермонтову: по свидетельству современников ее слышали в авторском исполнении. В дальнейшем музыку писали более 50 композиторов: Азаревич И. М., Архангельский П., Астафьев А. М., Бахметьев Н. И., Беневский В. Д., Бирюков Ю. С., Богданов-Березовский В. М., Боярский А. А., Варламов А. Е., Васильев А. Г., Вебер П. А. Виардо П., Вилинский Н. Н., Вильбоа К. П., Витол Я. [И. И.], Волошинов Е. А., Галкин И. Я., Гальперин Ю. Е., Геништа И. И., Главач В. И., Голли Г., Голли И. А., Гольденвейзер А. Б., Гречанинов А. Т. (Колыбельная), Дамке Б., Дановский В. И., Дашевский С., Длуский Э. Я. Дмоховский П. В. Дочевский С. П., Егоров А. А., Егоров С. В., Злобин Г. П., Злобин П. Р., Иванов-Корсунский В. М., Иранек А. П., Капри Ю. А., Карасев П. А., Клевенский Л. Н., Кондратьев П. В., Корыхалова Н., Кох К. Б., Крышкевич Н., Ладухин Н. М., Лангер Ф. Ф., Лобачев Г. Г., Лозовой А. Е., Львова Ю. Ф., Любин Я. М., Малама А. М., Маренич Г. А., Морской Г. А., Мясковский Н. Я., Направник Э. Ф., Нелидов К. П., Нерсесов Б. П., Николаева Т. П., Никольская О. В., Огус-Шайкевич Э. И., Орлов М. А., Оттерстрем Г. Т., Палиев (Палиашвили) З. П., Петрова Е. П., Пивода Ф., Покровский И. А., Постовский К., Ребиков В. И., Рейхель А., Ружицкий В. С. («Баюшки-баю...»), Рутин А. М., Садовская Б. К., Симон А. Ю., Соколовский Н. Н., Стельник З. Я., Танеев А. С., Титов Н. А., Толстой Д. А., Томилин В., Траилин С. А., Троицкий М. П. (Колыбельная песня); Трубецкая Е. Э. («Баюшки-баю...»); Уманцев А. Г., Успенский В. А., Фитингоф-Шель Б. А., Холминов А. Н., Христианович Н. Ф., Черепнин Н. Н., Шефер А. Н., Шишов И. П. и др.
9. С каким стихотворением Лермонтова наблюдается тематическое и образное родство стихотворения «Кинжал»?
Ответ: Тематическое и образное родство со стихотворением «Кинжал» наблюдается у стихотворения «Поэт», в котором Лермонтов вернулся к теме «Кинжала», посвятив ей более половины стихотворения. Однако этой теме здесь придан иной поворот: « игрушкой золотой он блещет на стене», теперь уже «бесславный и безвредный».
10. О каком произведении В.Г. Белинский писал: «Лермонтов вышел снова на арену литературы со стихотворением изумившим всех алмазною крепостью стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти?»
Ответ: О стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дума».
11. Кто из русских поэтов написал сатирический «перепев» «Казачьей колыбельной песни»?
Ответ: «Казачья колыбельная песня» послужила основой для множества сатирических песен. Больше всего известна «Колыбельная песня» Н.А. Некрасова:
«Спи, пострел, пока безвредный,
Баюшки-баю.
Тускло смотрит месяц медный,
В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки -
Правду пропою;
Ты ж дремли закрывши глазки,
Баюшки-бaю.
12. «Переводила для себя и для Лермонтова. Кажется, хорошо»,- писала М.Цветаева под переводом девяти лермонтовских стихов. Переводя какое стихотворение она сверяла мелодику перевода с народной мелодией к этому стихотворению?
Ответ: Цветаева, переводя Лермонтова, сверяла мелодику своего перевода с каноническими мелодиями «Казачьей колыбельной песни» и «Выхожу один я на дорогу…».
13. Поэт–декабрист в 1825 году посвятивший стихотворение родственнице Лермонтова В.Н. Столыпиной, в котором напутствовал ее сыновей в духе гражданской доблести. В каком его произведении, как и в стихотворении Лермонтова «Дума», поднимается тема поколения, живущего без «цели и труда»?
Ответ: В мае 1825 года К.Ф. Рылеев написал стихотворение «Не отравляй души тоскою», посвященное Вере Николаевне Столыпиной. В нем он отозвался на смерть ее мужа сенатора Аркадия Алексеевича Столыпина (родного брата Е.А. Арсеньевой). В стихотворении К.Ф. Рылеева «Гражданин», как и в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дума», идет речь о поколении, которое живет «без цели и труда».
14. Отправляясь на Кавказ, Лермонтов вместе с товарищем по гусарскому полку А.Г. Реми останавливался в имении Семидубравное Воронежской губернии, гостил у А.Л. Потапова. Какое произведение по преданью было создано Лермонтовым в это время?
Ответ: По свидетельству А.Л. Потапова, переданному первому биографу Лермонтова П.А. Висковатову, поэтом была написана музыка к его знаменитой «Казачьей колыбельной песне», ноты которой, к сожалению, не сохранилось.
15. Жанр колыбельной песни неоднократно привлекал внимание Лермонтова. Тема и стиль какого его стихотворения перекликается с «Казачьей колыбельной»?
Ответ: Стихотворение "Баллада" (В избушке позднею порою Славянка юная сидит...).
16. Образ кинжала в русской поэзии служил символом борьбы против тирании. С какими одноименными произведениями русского поэта перекликаются первые строки стихотворения Лермонтова «Кинжал»?
Ответ: С первой строфой лермонтовского стихотворения перекликается первая строфа стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»:
«Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды».
17. К какому литературному жанру относил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума» В.Г.Белинский?
Ответ: Стихотворение «Дума» В.Г. Белинский относил к сатире. «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.. Если под "сатирою" должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, - то "Дума" Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии».