30 июля 1939 года состоялось торжественное открытие дома-музея М.Ю. Лермонтова в Тарханах. На митинге, как и положено, присутствовали представители областного и районного руководства, гости из Москвы и, что особенно замечательно, – около двух тысяч человек, приехавших или пришедших в Тарханы для участия в этом событии. В залах музея о Лермонтове рассказывали семь экскурсоводов, включая и московских музейщиков, создателей экспозиции.
В тот же день газета «Чембарский колхозник» опубликовала статью М.Д. Беляева, одного из авторов экспозиции, «Насущные задачи музея», в которой говорилось:
Организованный музей М.Ю. Лермонтова, безусловно, стоит на высоте современных литературоведческих требований, и уже теперь можно сказать, что из местных литературно-мемориальных музеев в ряд с ним может идти только музей А.С. Пушкина в Михайловском.
На следующий день, 31 июля, появилось сообщение в газете «Вечерняя Москва»:
Вчера село Лермонтово переживало радостный день. Здесь торжественно открыли дом-музей поэта. В залах дома размещено около полутора тысяч экспонатов. Среди них немало уникальных.
Первые годы жизни музея пришлись на Великую Отечественную войну, но все 4 года музей работал. Группы красноармейцев перед отправкой на фронт обязательно посещали «Тарханы». Из почти 12 тысяч посетителей музея в 1941 году 10 тысяч были красноармейцы, клявшиеся в верности Родине:
«Страну, воспетую тобой, отстоим мы в кровавых боях с немецко-фашистскими оккупантами», «… клянемся, что будем такими же яростными защитниками своей священной Родины, как наш земляк М.Ю. Лермонтов».
Торжественное открытие дома-музея в Тарханах. Митинг |
В 1941 году произошло странное событие. В год столетней годовщины со дня смерти поэта вяз, росший возле барского дома при М.Ю. Лермонтове, представленный в настоящее время в экспозиции дома ключника, был сломан бурей. Вероятно, это дерево упоминал П.К. Шугаев: «…вяз, растущий возле дома, под сению которого поэт любил мечтать и вдохновляться, успел уже превратиться в довольно огромное, с бочку толщиной, раскидистое дерево…». По рассказам старожилов, на этом вязе когда- то устраивались качели для Лермонтова-ребенка.
В ноябре 1944 года состоялось решение СНК РСФСР об отнесении музея Лермонтова к числу музеев республиканского значения XII класса с присвоением официального названия «Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова». И уже с января 1945 года музей перешёл на республиканский бюджет, дом-музей В.Г. Белинского остался на областном бюджете, поэтому музеи были разделены на два самостоятельных. Директором музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова был назначен старший научный сотрудник В.А. Корнилов, а А.И. Храмов стал директором дома-музея В.Г. Белинского.
Василий Александрович Корнилов |
Сразу же В.А. Корнилов поднял вопрос о признании музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова Государственным заповедником. Уже 30 марта 1945 г. в решении Чембарского райисполкома было записано:
Руководствуясь имеющимися литературно-мемуарными указаниями и показаниями старожилов в целях приближения внешнего вида усадьбы-музея М.Ю. Лермонтова к тому состоянию, в котором она находилась при жизни поэта, а также для дальнейшего развертывания работы музея и укрепления его хозяйственного положения Исполком райсовета решил:
Включить в состав заповедника следующие объекты и территории:
* в середине села Лермонтова – площадь, обнесенная изгородью, на которой находятся: Михайловская церковь и часовня-могила поэта;
* пруды: «Большой», «Средний», и «Верхний»;
* полуостров, образуемый прудами с находящимися на нем: домом-музеем, домовой церковью, парком и вся площадь усадьбы до Дальнего сада и зданиями: 3-мя каменными старинными постройками и ветамбулаторией, причем другие здания колхоза подлежат постепенному переносу.
* холм против Среднего пруда – старинные траншеи. Место детских игр поэта;
* сады: «Круглый» и «Дальний»;
* местечко «Дубки» под Чембаром;
* сад и парк при деревне Апалихе и 20 гектаров полевой земли, прилегающей к парку и саду.
Просить Облисполком утвердить настоящее решение.
27 сентября 1945 года Пензенский облисполком принял решение №761:
1. Утвердить решение Чембарского райисполкома…
2. Просить начальника Главного Управления по заповедникам при Совнаркоме РСФСР… открыть …Лермонтовский заповедник.
Весь материал по организации заповедника 5 апреля 1946 года был отправлен в Комитет по делам культурно-просветительных учрежде́ний при СК РСФСР. Однако после этого никакого правительственного постановления не последовало. Дело о заповеднике утонуло в канцелярской тине.
В 1947 году вопрос о Лермонтовском заповеднике вновь разбирался на общем собрании артели «Путь Ильича» Лермонтовского сельсовета. И вновь принял соответствующее решение Чембарский райисполком, а 21января 1948 года его утвердили и на заседании Пензенского облисполкома.
На этот раз дело было доведено до конца. Распоряжением № 2827-р от 13 марта 1948 года по Совету Министров СССР было принято «предложение Пензенского облисполкома об отводе музею-усадьбе М.Ю. Лермонтова для организации Лермонтовского заповедника 9,6 га земли из землепользования колхоза «Путь Ильича», Чембарского района».
На этом вязе когда- то устраивались качели для Лермонтова-ребенка |
Из того, что просил музей в первый раз, он получил только:
* дом с домовой церковью и парк, расположенные на небольшом клочке земли;
* холм «Траншеи» – место детских игр Лермонтова;
* сады: «Круглый» и «Дальний»;
* часовню над склепом Арсеньевых – Лермонтовых.
Все участки, закрепленные за музеем, оказались оторванными друг от друга. Бывший двор Е.А. Арсеньевой, расположенный перед домом, остался во владении колхоза. По-прежнему функционировали колхозная мастерская, электростанция и ветеринарный пункт. Территория перед входом в музей постоянно захламлялась. В отчете по работе музея за 1947 год директор музея В.А. Корнилов писал:
Фондирование музея с 1945 года проходит по республиканскому бюджету, который утверждает Комитет по делам культурно-просветительных учреждений. Штат музея утвержден в количестве 11 единиц, в том числе два научных сотрудника. Деления на отделы нет, так как музей по характеру является единым литературно-мемориальным. Экспонаты музея в основном пополнения первоначального. Всего экспонатов – 1830.
К сожалению, последнее замечание Корнилова совершенно справедливо. Новых экспонатов в музей почти не поступало, а старая экспозиция в идейном отношении уже не согласовывалась с духом времени.
29 октября 1951 года директором музея был назначен выпускник Московского университета Глеб Петрович Похвиснев. В этой должности он проработал до 1954 года. Глеб Петрович принял решение о создании новой экспозиции. Но сил и профессионализма для осуществления задуманного у работников музея не было, и он обратился за помощью в Гослитмузей.
Тематико-экспозиционный план разработали научные сотрудники Гослитмузея: Е.И. Дунаева и Т.Г. Динессман. Новая экспозиция, ее открытие состоялось 1 мая 1953 года, была идейно выдержана и сделана профессионально. Были созданы разделы «Роль Тархан в творческой биографии М.Ю. Лермонтова», «Литературное наследие М.Ю. Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов и наша современность». Но случилось то, от чего Н.П. Пахомов предостерегал в свое время А.И. Храмова: почти вся экспозиция была выполнена на фотокопиях. В ряде случаев оказалось даже, что старинные гравюры, литографии попали в запасник музея, а фотокопии с таких же точно материалов, но хранящиеся в Москве, в Гослитмузее, были выставлены в экспозиционных залах. Экспозиция просуществовала до 1964 года.
За 4 года директорства Глеба Петровича значительно пополнился книжный фонд музея: были приобретены такие редкие журналы, как «Атеней» за 1830, где опубликовано первое печатное стихотворение Лермонтова «Весна», журнал «Современник», на страницах которого увидело свет стихотворение «Бородино», и другие.