...Теплой осенью 1934 года в Пензе в клубе имени 1-го Мая проходил литературный вечер, посвященный 120-летней годовщине со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Среди собравшихся находились горячие почитатели памяти наших великих земляков – М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского.
Кто-то принес на вечер несколько фотографий, выполненных весной 1933 года: на снимках были запечатлены дом Белинских в Чембаре и усадьба Арсеньевой, бабушки М.Ю. Лермонтова, в Тарханах, которые находились в запущенном состоянии. На вечере зашел разговор о том, что кто-то из людей, любящих свой край, должен привести их в порядок. Собравшиеся обратились к А.И. Храмову: «Александр Иванович, вы коренной чембарец, имеете опыт культурно-просветительной работы, почему бы вам не посвятить себя этому?». «Хорошо, подумаю, – последовал ответ».
Александр Иванович Храмов - первый директор музея. Фотография. 1935 г. |
Так писал в своих воспоминаниях о первом директоре музея А.И. Храмове Ф.А. Забнев, который после окончания Чембарского педагогического училища в 1938 году поступил в музей М.Ю. Лермонтова младшим научным сотрудником. Уже весной 1935 года А.И. Храмов приехал в родной Чембар с твердым намерением организовать музеи В.Г. Белинского в Чембаре и М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Чембарская общественность его горячо поддержала. Но нужно было решение советского правительства. Зимой 1935 года А.И. Храмов едет в Москву, в Наркомпрос, к Н.К. Крупской, с которой был знаком по участиям в совещаниях культпросветработников.
А, это вы, настойчивый Храмов, – проговорила Надежда Константиновна, увидав Александра Ивановича, – рассказывал Ф.А. Забнев. – Она внимательно выслушала его и одобрила инициативу чембарцев об организации музеев Белинского и Лермонтова. По ее ходатайству на восстановительные работы государством было отпущено 100 тысяч рублей.
Родной дом М.Ю. Лермонтова в первые годы советской власти прошел путь от колхозной конторы до колхозного же курятника (в мезонине). Его пришлось реставрировать от фундамента до крыши.
Современники свидетельствовали, что в это время в будущем музее М.Ю. Лермонтова «не было ни одного гвоздя, который был бы вколочен без участия первого директора А.И. Храмова». Но сил и профессионализма для создания экспозиции у создателей музея не было.
27 июля 1937 года в газете «Известия» была опубликована статья М.С. Шагинян о ее поездке в Тарханы, в которой сообщалось, что «ремонт дома и благоустройство парка идут полным ходом; однако все выполняется со страшной безвкусицей; стены комнат в доме украшены огромными картинами, изображающими Лермонтова, работы местных «мастеров».
После этой публикации Н.К. Крупская обратилась к Ю.К. Бонч-Бруевичу, директору Гослитмузея, с просьбой «помочь оборудовать дом-музей М.Ю. Лермонтова и создать в нем экспозиции».
28 ноября 1937 года вышло специальное постановление Народного комиссариата просвещения об организации музеев М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского.
Старожилы села Лермонтово. Фотография В.Г. Чудинова. 1939 г. |
Вскоре, 9 декабря, при музейном отделе Наркомпроса состоялось совещание по вопросам экспозиции Лермонтовского музея. В совещании приняли участие представители Наркомпроса, Гослитмузея, Исторического музея, Института русской литературы, ученые и лермонтоведы, в том числе И.Л. Андроников и Н.П. Пахомов. Практические работы по экспозиции были поручены бригаде сотрудников Государственного Литературного музея. В бригаду по разработке экспозиции вошли К.М. Виноградова, Н.А. Любович, Т.А. Иванова, а также М.Д. Беляев и Н.П. Пахомов.
В сохранившемся протоколе этого совещания, в докладах участников отмечалось:
…дом, усадьба и мавзолей, где похоронен М.Ю. Лермонтов, благодаря энергии директора Храмова, отремонтированы и приведены в порядок…, однако никаких экспонатов на месте не имеется; ...переданный в Гослитмузей на рассмотрение план экспозиции, выработанный директором, оказался совершенно неудовлетворительным и ясно доказывает, что местный коллектив музейных работников с этой задачей не может справиться.
На совещании было высказано предложение, что, в связи с наступающими юбилеями Лермонтова в 1939 и 1941 годах, музейная экспозиция должна быть построена так, чтобы музей имел союзное значение.
В это время подготовительная работа над тарханским музеем уже началась. Н.П. Пахомов и М.Д. Беляев, которым было поручено комплектование экспонатов в фондах краевых музеев Московской области, отбирали для музея мебель и предметы прикладного искусства. Они договорились с Всесоюзной библиотекой имени Ленина о передаче в новый музей старых журналов и сборников, в которых были помещены произведения Лермонтова.
В 1938 году был разработан тематико-экспозиционный план, собран и заказан художникам весь экспозиционный материал. Было собрано и закуплено для Тархан 518 экспонатов, а к открытию музея их насчитывалось уже около 1500.
К февралю 1939 года основные подготовительные работы были закончены, и руководство Гослитмузея решило показать тарханскую экспозицию в качестве выставки (в неполном объеме) в залах своего музея. Она была открыта 1 февраля 1939 года и получила хорошую оценку. И.Л. Андроников сказал о ней: «Тарханы не пожалуются на отнятый приоритет; такой выставке, как эта, не стыдно быть и в Москве, а не только на периферии».