Начало: 01 июля 2017
Окончание: 31 августа 2017
1 июля 2017 года в выставочном зале МПЦ музея-заповедника «Тарханы» открыта выставка «Сохранять и приумножать…», рассказывающая о плодотворном сотрудничестве музея с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт», основанным А.Б. Усмановым. На выставке представлены уникальные предметы XVIII – первой половины XIX века, приобретенные на средства фонда. Среди них мебель, посуда, бытовые вещи; многие из них уже нашли место в экспозициях и выставках музея, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова: «Этапы короткого пути» (музей-заповедник «Тарханы»), «Тут был я счастлив…» («Шолохов-Центр» музея-заповедника М.А. Шолохова, г. Ростов-на-Дону), «Счастье только там, где любят нас, где верят нам» (Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого).
Коллекция серебра, представленная на выставке, имеет несомненное художественное и музейное значение, а также является украшением коллекции декоративно-прикладного искусства музея-заповедника «Тарханы». Аналоги представлены в лучших государственных собраниях России. Все предметы имеют клейма, подтверждающие их подлинность, ценность и редкость. Многие экспонаты имеют именники с фамилией известных мастеров-серебряников: Жилин И.П., один из лучших мастеров серебряного и черневого дела конца XVIII – начала XIX вв. В крупнейших музеях России (ГИМе, Оружейной палате, Эрмитаже) представлены его многочисленные произведения – коробочки, табакерки, игольники. На выставке его работа – табакерка в форме книги, Великий Устюг, 1813 г. Данный предмет очень редкий по исполнению. Также на табакерке серебряной с гравировкой, чернью и золочением, изготовленной в Москве, в середине XVIII века клеймо мастера Назарьева Василия. В отделе драгоценных металлов ГИМа хранятся чеканные стаканы, стопы, чайники, кружки, чарки его работы.
Здесь представлена коллекция серебряных с чернью и золочением стоп очень редких по исполнению. На одной из стоп с архитектурным пейзажем, изготовленной в Москве в 1836 г. четко просматривается именник серебрянных и черневых дел мастера Устинова Гаврила, который работал в 1806-1852 гг. Его изделия – пороховница и стаканчик хранятся в Государственном историческом музее. Также удалось определить пробирных мастеров, которые ставили клейма на стопу с архитектурным пейзажем в Москве 1845 г. – это Ковальский А. А., который являлся главой московских пробиреров с 1856 г. На подстаканник серебряный, изготовленный в Москве в 1841 г. пробирное клеймо ставил мастер Чурмазов М.П., работавший в 1841-1852 гг.
На выставке можно увидеть уголок для курения 1830-40-х гг. состоит из семи предметов. Является чрезвычайной редкостью: подобного комплекса нет ни в одном известном музейном или частном собрании России. Представляет несомненное историко-культурное, художественное, коллекционное и музейное значение. Вплоть до XIX века курить табак в высшем обществе считалось дурным тоном. И еще в первой половине XIX века курение трубки в обществе считалось неприличным, а в кабинете, в тесном кругу - привилегией высшего сословия.
Дорожное бюро первой трети XIX века красного дерева русской работы. По стилевой характеристике сочетающая черты позднего классицизма и бидермайера. Продуманность и функциональность предмета делали его незаменимым для пишущего человека в дороге: раскладная столешница, множество выдвижных ящичков и отделений для хранения бумаг, перьев, чернильницы, песочницы и других письменных принадлежностей. В письме от августа 1832 года восемнадцатилетний Лермонтов писал: «…право, мне необходимо путешествовать; — я цыган…». Так сложилось, что путешествовать поэту довелось много: «вольно» и по «казенной надобности», в карете, санях, телеге, на своих, на перекладных, верхом, на курьерской тройке, по зимней дороге, весенней и осенней распутице. За свою короткую жизнь поэт провел в дороге год, проехав на почтовых свыше 41500 верст, что превышает длину кругосветного путешествия по экватору. В дороге всегда писал.
Особое место в экпозиции выставки занимает шкаф книжный русской работы первой трети XIX века стиля ампир, красного дерева. Подобные предметы, имеют художественное и музейное значение и являются объектами коллекционирования как памятники усадебного мебельного искусства. В настоящее время они достаточно редко встречаются на антикварном рынке. Данный предмет – это качественный образец корпусной мебели, изготовленной в России первой трети XIX века. Шкафы книжные имели широкое распространение в обстановке жилых интерьеров. После выставки эти бесценные экспонаты могут занять достойное место в экспозиции барского дома музея-заповедника «Тарханы» и прекрасно вписаться в обстановку комнат по стилю, внешнему виду и сохранности.
На выставке можно узнать о предметах первой половины XIX века, отреставрированных при поддержке фонда. Увидеть уникальные издания, опубликованные благодаря материальной поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Это альбом «Лермонтов-художник» на русском и английском языке, представляющий еще одну талантливую грань поэта, включает в себя более 200 его живописных и графических работ. Альбом «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» по-новому представляет многое в жизни поэта и проиллюстрирован коллекцией фондового собрания музея-заповедника. В «Тарханской энциклопедии» собрана наиболее полная на сегодняшний день информация обо всем, что связано с именем поэта — фактах биографии и людях, окружавших его, буднях и праздниках, проводимых в «Тарханах» в старые времена и наши дни, о флоре и фауне музея и многом другом. Каталог «Коллекция декоративно-прикладного искусства Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», в котором рассказано о фондовом собрании фарфора, драгоценных металлов, стекла музея.
Выставка продлит свою работу до 31 августа 2017 года.